Понедельник
29.04.2024
12:33
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт МБДОУ №5 "Светлячок"
Главная Регистрация Вход
Леворукий ребенок. Подготовка к школе. »
Меню сайта

Категории раздела
Внимание, конкурс! [1]
Благодарим от всей души! [0]
День Российского героя [0]
Праздник Весны [0]
До свидания, детский сад [0]
1 июня - День защиты детей! [0]
У нас новый сайт!!! [1]
12 июня - День России [0]
Затраты на одного воспитанника! [1]
Хотите узнать, сколько денег затрачивается на образование, присмотр и уход на одного нашего воспитанника?
Поздравляем с Праздником Весны! [0]
Наша победа! [2]
Объявления [3]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Как помочь  леворукому ребенку на этапе подготовки к школе.

Вопросом подготовки  леворуких детей к школе задаются многие воспитатели и родители. Чем так особенны эти дети?

По ряду параметров психического развития левши обнаруживают больший словарный запас, общую информированность и эрудицию, достижения в математике, музыке, живописи, одаренность высокой степенью компенсаторных возможностей мозга. Левши легко адаптируются в деятельности индивидуальной, ненормированной, требующей инициативы и интуиции, имеют способность к спонтанному выстраиванию долгострочных программ поведения, к многоконтексному, неоднозначному восприятию, к предвосхищению и имитации ( ЛеутинВ.П., Николаева Е.И.). Леворукость не препятствует умственной деятельности, достижениям успехов в развитии и совершенствовании интеллектуальных и двигательных навыков ( БезрукихМ.М., Лебедев В.М.).

Современная школа в методах и программах обучения, сроках усвоения определенного объема знаний остается консервативной системой, предъявляющей стандартность требований ко всем детям, приспосабливая, а, не раскрывая, не учитывая уникальные особенности развития леворуких учеников.

Установлено, что наибольшие трудности приступая к обучению графике письма испытывают леворукие дети по причине недостаточной сформированности зрительно-моторных координации. У левшей медленно формируются динамические, кинетические компоненты, поэтому важны такие формы работы с детьми , как пальчиковая гимнастика, растяжка для рук, маркировка левой руки и пространства, глазодвигательные упражнения, упражнения для губ и языка -подготовка к овладению пространством, к формированию двигательных программ, в том числе и письма. С этих заданий желательно  начинать каждое занятие.

Методика «10 шагов» способствует развитию ловких, ритмичных движений кисти; формированию взаимодействия графических движений руки под контролем зрения при срисовывании и копировании образца.

1. Учимся правильно сидеть.

2. Правильно и удобно держим карандаш и лист бумаги. Карандаш («ТМ») находиться на правой стороне среднего пальца, указательный и большой пальцы придерживают его, при этом указательный палец может легко подниматься. Держать карандаш или ручку нужно свободно, не зажимая, на расстоянии 4 см от кончика стержня до пальца. Руку располагаем после нескольких проб так, как наиболее удобно, сохраняя при этом прямую осанку и соблюдая другие гигиенические требования, с целью избежать утомления.

3. Рисуем прямые линии. Осваиваем свободные движения руки, координируя движения пальцев, кисти, предплечья, рисуя ровные, четкие линии.

Вторая задача - освоить направление движения: вверх, вниз, вправо, влево, с левого верхнего в правый нижний уголок. На нелинованных листах А-4 учимся рисовать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии (соединяя точки, затем от точки в указанном направлении).

4. Рисуем параллельные линии: « сверху-вниз», «слева направо» и на

Параллельность штрихов придает почерку четкость, аккуратность, делает письмо удобным для чтения. Параллельность или наклон при письме может быть прямым, наклонным вправо и наклонным влево.

Требования наклонного письма определяется не эстетическими качествами и даже не традициями наклонного письменного шрифта. Требование писать с наклоном определяется удобством для пишущего, возможностью осуществить при меньшей затрате более скорые движения. Наш школьный письменный шрифт именно потому наклонный, что он соответствует удобствам пишущего и более быстрому письму.

При письме для кисти и пальцев удобнее всего совершать движения на себя, эти же движения легче прослеживать и глазом: сверху вниз и снизу вверх. Значит прямое письмо наиболее удобно для глаза и кисти. Но для свободного движения кисти при письме она должна двигаться правая рука - вправо-вверх, а левая рука вправо-вниз, поэтому требуется наклонное положение тетради.

Рисуя наклонные линии, важно проследить и отметить с каким наклоном рисует леворукий ребенок, чаще всего - такой наклон будет удобным для него при письме, это может быть и правый и левый наклон.

Главная задача подобрать для леворукого ученика наиболее удобный наклон тетради .

5. Рисование полуовалов нижние и верхние, правые и левые.

Важно показать детям, что нижние полуовалы удобнее рисовать слева направо, а верхние - справа налево, правые и левые пишем сверху вниз.

Рисование пальцем, мелом, кисточкой, фломастером; на доске, на картоне, на большом листе, на газете между строк, с помощью трафарета, шаблона, через кальку.

6. Рисование овалов и кругов. Для выполнения этого задания надо научить детей  вписывать круг в квадрат и овал в прямоугольник. Успешность выполнения любого сложного двигательного задания зависит от систематической тренировки тонкокоординированных движений руки, не должно быть простым механическим повторением, необходимо осознанность выполнения.

До начала выполнения этого и других этапов методики необходимо провести подготовку, для овладения формой имитируя планируемое графическое задание с помощью других материалов, например: сгибание из проволоки, вырезание из бумаги, картона, ткани, лепка из теста, выкладывание из счетных палочек, спичек, нитей, геометрических фигур, обведение шаблонов.

При обучении ребенка новым двигательным навыкам необходимо:

-четко сформулировать задачу или цель действия,

-выделить опорные точки движения,

-определить ориентиры для контроля и при необходимости коррекции.

Обучая ребенка новым двигательным действиям нужно: а) Объяснить, что и как делать: начало действия, направление и ожидаемый результат - анализ образца.

 б). Взрослый одновременно проговаривает и показывает последовательность, алгоритм действия «в воздухе», затем на листе: линия вниз, закругление.

 в). Устное повторение ребенком алгоритма действия: «ставлю точку посередине клеточки, веду линию, закругление в уголке, ровная линия.»

 г). Ребенок проговаривает алгоритм последовательности выполнения задания для другого ребенка, наблюдая и контролируя поэтапность его движений и анализируя результат. д). Самостоятельное выполнение задания медленно, под свою диктовку, от начала до конца и без ошибок.

. Детальный речевой анализ тонких движений руки позволяет перевести зрительный образ в план сознания, подключить осознанный контроль за его выполнением. Речь становится связующим звеном между зрительным анализом и движением руки. Этот способ помогает анализу и планированию, способствует пониманию задания, улучшает его качество и развивает зрительно-моторную координацию в целом.

7. Рисование плавных линий, петель и зигзагов. Задание пройти, пробежать по дорожке, выйти из лабиринта, проехать по горкам, нарисовать морские волны, дождь, горы, снежные вершины, облака.

Основной задачей является обучить ребенка плавности согласованных движений кисти и руки вдоль линии письма слева направо, обучить равномерности нажима и плавности закруглений.

8. Прямые и соединительные линии.

Курсивное письмо - это связанные ритмические тонко координированные движения, сформировать которые сложно. Написание штрихов и соединений лежат в основе начертания букв. Написание штрихов формирует произвольную регуляцию движений, а также ритмичность движений, чередования напряжения и расслабление кисти и пальцев, предупреждение перенапряжение пишущей руки.

Рисуем линии, используя счет для придания графическим движениям ритмичности: «Раз- (линия, нажим, напряжение), и- (поворот, расслабление), два-и, три-и, четыре-и.»

9. Рисование линий, овалов, полуовалов в тетрадях. Для этого задания используются  тетради в крупную клетку, в которой дети знакомятся со строкой, располагают в строчке палочки короткие, длинные, их чередование. Затем осваивают наклонные линии (диагональ), закругления, полуовалы.

10. Учить писать печатные буквы. Дети до обучения в школе знают печатные буквы и пишут их. Леворукие дети часто допускают много ошибок при таком письме в виде искажения элементов, зеркального изображения, нарушения размера и формы. До начала систематического обучения в школе и освоения графических навыков письма возможно, по мнению специалистов, обучение леворуких детей изображению печатных букв.

Умение использовать печатные буквы способствует усвоению детьми понятия о том, что звук можно нарисовать и условный знак - это буква, букву можно писать по-разному. Эта работа способствует развитию фонематического слуха, совершенствует зрительное восприятие и зрительно-моторные координации у детей, готовит детей к осмысленному овладению письмом.

               Грамотное психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения леворуких детей графическим навыкам позволяет сформировать зрительно-моторное взаимодействие руки и глаза, овладеть стратегиями выстраивания и применения двигательного алгоритма письма, дает возможность избежать моторной дисфункции и эмоционального дискомфорта.

 

 

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz